Остап-т-Хая. Скала Остапа, так переводится этот топоним, упоминается в «Топонимии приазовских греков» Евгения Степановича Отина.Описание оттуда: «Место купания на реке Кальмиус в селе Заможном, Тельмановского р-на (1969 г., Эксп.). Букв. 'Остапова скала'. Гибридный урумско-румейский топоним изафетного типа: урумский географический апеллятив хая 'скала' определяется в нем личным именем Остап, между ними находится остаток румейского определенного артикля.» В этом месте также находилась пещера или грот с тем же названием. С этим местом связана легенда о разбойнике Остапе, который в далекие времена использовал эту пещеру в качестве убежища и хранения награбленного. Сейчас пещера находится ниже уровня водохранилища, но те кто помнит эти места до строительства плотины рассказывают что это была даже не пещера, а скорее небольшой грот. Правда, существует легенда, что пещера была большего размера, даже двухэтажной – первый зал был высокий, так что Остап мог туда заезжать на своей лошади, в глубине пещеры находился спуск в другой более обширный зал – но во время взрыва пещера обрушилась, и на её месте остался небольшой грот. Но эта версия маловероятна, старожилам во времена их детства её рассказывали старики, которые в свою очередь от старших слышали. Интересуясь этой темой недавно нашел крымскую легенду, записанную в окрестностях Чермалыка в Крыму Н. А. Марксом, обнаружил аналогичное описание разбойничьей пещеры в урочище Кизилташ. Вот её описание: "...Там была пещера, где укрывались разбойники в ненастье и откуда шел ход в подземелье. А в подземелье хранились алимова добыча и запасы..." Правда, Алим лицо историческое, полное имя — Алим Азамат Оглу, народный мститель, согласно преданиям отличался необычайной отвагой и благородством. Был схвачен в 1850 г., после жестокой экзекуции (три тысячи ударов шпицрутенами) сослан, но, возможно, эта сказка содержит отголоски более старинных преданий, чем и объясняется некоторая схожесть её с легендой о приазовском Остапе. Полный текст крымской легенды. А версия с обвалом пещеры с сокровищами перекликается с другим преданием, непосредственно касающимся истории крымских греков, легендой о Золотой колыбели. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему: в 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели, будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы. Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман «Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:— Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи — генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений».В этот момент произошло страшное землетрясение: «<раздались> <подземные> <удары> <и> <сильным> <землетрясением> <были> <разрушены> <укрепления> <и> <постройки>», а золотая колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте.Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель охраняющие ее духи делают безумцами." Сейчас же на этом месте на берегу Павлопольского водохранилища над водой возвышается лишь вершина скалы. Если посмотреть на этот берег с воды или с другой стороны залива, то можно увидеть (когда уровень воды в водохранилище достаточно понизится в летнее время) скалу с гротом, стенки которого уходят в воду. Возможно, это просто скальный козырек, но с воды он выглядит как грот.
Возможно это и есть та самая "пещера Остапа", а может пещера находится ещё ниже от уровня водохранилища. В пользу той версии, что в этом месте был не один грот, говорит один документ, который я смотрел в архиве, когда искал информацию о подпольщиках-греках времен гражданской войны. Это было воспоминания самих подпольщиков. Вот небольшой отрывок: «В Чермалыке действовали подпольщики: Фёдор Харакоз (врач), его жена Зоя Петровна и восемнадцатилетняя дочь Валентина, Николай Даушан, Мина Айтула, Леонтий Попов, Лазарь Малакуцко, Иван Экзархо, Нестер Токия, Костя Табия, Юрий Сагир, Спиридон Байталджи, Костя Сирота. В сложной обстановке приходилось работать подпольщикам. Белогвардейцы и оккупанты зверски расправлялись со всеми, кто подозревался в сочувствии и содействии большевикам… …В Волонтеровке тайные собрания проходили чаще всего в доме Петра Протопопова. Сартанские подпольщики собирались в сараях у надежных людей, но нередко собирались и в домах Ксенофонтова и Яли – лояльных людей. Собрания в Чермалыке больше всего проводились в пещерах глубокой балки за селом.» Я не стал изменять эту часть статьи, хотя и считаю, что в этой части я ошибался. Решил, что просто сделаю добавление. В данных воспоминаниях идёт речь не об "Остап-т-Хая", а о других пещерах/гротах, расположенных в противоположной стороне, относительно скалы Остапа, от Чермалыка. Дело в том, что подпольщики из Чермалыка не только собирались сами на тайные собрания, но и держали связь с коллегами из Сартаны, и потому им удобнее было проводить сходки в той стороне от села, которая была ближе к Сартане. Посылая "гонцов" из урочища Остап-т-Хая их путь увеличивался бы в полтора-два раза, а то что этот путь приходилось проделывать пешком, то это было немаловажно. А то, что в этой стороне (район дач на Павлопольском водохранилище) были пещеры – известно. Здесь находились несколько пещер – от гротов и узких, в виде щелей, до довольно высоких, с большими объёмами. Именно в этих пещерах и собирались, по-видимому, подпольщики. Кстати, большая часть этих пещер также скрыта водохранилищем.
Ну и, наконец, о том, где же расположена скала Остапа. Если идти от Чермалыка, то необходимо дойти до Калмыцкой балки (Халмух тарама), затем вдоль левой стороны балки спуститься к берегу к полуострову. На левом берегу этого полуострова, в центральной её части, вы увидите ту самую скалу, думается, не спутаете. Или посмотрите видео маршрута в гуглэрз от Чермалыка к Остап-т-Хая. Кстати о названии Калмыцкой балки. В румейско-русско- новогреческом словаре Харабадота слово «халмух» переводится как «азербайджанец», но переводят его и как "калмык", что больше похоже на правильный перевод. Иногда можно услышать и такой вариант названия – «Стухалмуху», но это искаженный вариант, возникший из ответа на вопрос «где?»: сту Хулмуху тарама – в (у) Калмыцкой балке (и), то есть здесь фонетическое преобразование в топониме базируется на полном непонимании внутренней формы названия. Остап-т-Хая на старой карте, совмещённой со спутниковой.
По рассказам очевидцев полвека назад в этой пещере одно время гнездилась большая птица, возможно, степной орел. Описания её да и место гнездования (степной орел - единственный из орлов вид, устраивающий гнезда не земле и на скалах) говорит о том, что это была именно эта птица. В наше время на территории Украины этот вид практически исчез, зато на юго-востоке Европейской России степной орел еще обычен, а местами может даже считаться (по орлиным меркам) многочисленным. Но, полвека назад, возможно, степной орёл не был таким редким видом (в Украине сейчас осталось всего несколько пар). А недалеко от скал можно найти «скульптуру» Остапа со своей лошадью.
Остап позирует неизвестному скульптору:
Ещё немного фотографий и панорам. Калмыцкая балка.
Полуостров.
на скале Остапа
В конце этой статьи хочу добавить несколько слов об ещё одной, пожалуй самой известной пещере наших мест. Она известна сейчас как "гайдамацкая" и получила "популярность", во многом благодаря Льву Яруцкому. Это мариупольский краевед, который ещё в советское время интересовался историей края, в том числе времён гражданской войны. В позднее время он проявлял больший интерес к казацкой истории нашего края, поэтому, скорее всего, он и привязал название пещеры к гайдамакам – участникам народно-освободительного движения на Правобережной Украине в 18 веке. Такая трактовка названия выглядит крайне неубедительной, и не только потому, что далековато расположены наши места от районов действий гайдамаков, но и потому, что в районе пещеры не было хуторов, жители которых могли из поколения в поколение передать такую старую легенду о местной пещере. Но Лев Яруцкий не мог не знать, что были ещё одни "гайдамаки" – времён гражданской войны. Другими словами – петлюровцы. Эти "гайдамаки" появлялись в наших краях. Известно, что в конце 1917 года из Киева были присланы 200 гайдамаков, которые 30 декабря были обезоружены. Скорее всего, кто-то из этих "гайдамаков" сбежал и, опасаясь появляться в населённых пунктах, прятался в этой пещере. Местным жителям, скорее всего, был известен этот факт, и пещера в будущем получила в рассказах местных наименование "Гайдамацкая". Через несколько поколений события времён гражданской войны связанные с этой пещерой забылись, название же прижилось, а местные по своему его этимологизировали. Ведь все учили историю, а гайдамаки 18 века гораздо более известнее своих тёзок времён гражданской. По-моему, не стоит выдумывать сложных и почти фантастических схем для объяснения этимологии названий тех или иных географических объектов, когда имеются для этого более логичные и простые версии, это – так называемая бритва Оккама. Другие статьи на этом сайте:
|
"Великая Отечественная" (англ. The Unknown War)
— документальный сериал советско-британо-американского производства, вышедший на
киноэкраны в 1978 году, объективно описывающий участие СССР во Второй мировой
войне. "Битва за Берлин" Фильм 18-й, Документальный сериал Великая Отечественная война
Смотрите на сайте www.rline.tv интернет телеканал Красная Линия. Телевизионный канал "Красная линия" вещает круглосуточно. Большую часть эфирного времени будут занимать программы собственного производства: документальные фильмы, специальные репортажи, политические ток-шоу, интервью с учеными, политиками, экономистами и общественными деятелями, многим из которых, в силу разных причин, уже долгие годы закрыт "вход" на федеральные телеканалы. Основная задача при подготовке программ к эфиру – показать другой, альтернативный взгляд на актуальные проблемы общества, отличный от того, который навязывают зрителю государственные и право-либеральные СМИ. 1993: когда расстреляли свободу …Плыл не Дворец - огнем объятый крейсер, Шумел народ, змеился окоём. Всех, кто погиб геройски в этом рейсе, Мы скоро поименно назовем… События 3-4 октября 1993 года, когда ельцинисты из танков расстреляли Дворец Советов и законно избранный Парламент, кровавой тенью легли на всю постсоветскую историю России. Страна шагнула в «лихие 90-е» - в бандитскую приватизацию и залоговые аукционы. Россией рулила семибанкирщина, а президент дирижировал оркестром и пел «Калинку-малинку»… Но это всё – цветочки, ягодки были впереди. Экономические, политические, институциональные изменения в стране после октября 1993 года анализируют Геннадий Зюганов, Сергей Бабурин и Юрий Болдырев. Ведущий программы «Точка зрения» - Дмитрий Аграновский.
|
|