Поездка на Мангуп-КалеЕщё одна статья, посвященная местам в Крыму, где жили мои предки ромеи. На этот раз речь пойдёт о поездке в Мангуп. На самом деле, часть моих предков, конечно переселялась не из Мангупа а с Мангуша, но есть такое мнение, что Мангуш в Крыму основали ромеи, уцелевшие после захвата и разрушения столицы княжества Феодоро турками в декабре 1475 года. Кстати, осада с многочисленными попытками взять город штурмом продолжалась почти шесть месяцев, и только голод вынудил ромеев сложить оружие. Город был разграблен, часть населения было угнано в плен, часть – казнено, и совсем немногим удалось избежать этой участи. Возможно, последние и основали населённый пункт, который и получил имя их прежней столицы. В статье я использовал цитаты из книги «Столица феодоритов». Если кого заинтересует эта книжка, тот может перейти по внешней ссылке. А, вообще, по истории Мангупа (Феодоро) довольно много книг, статей и целых сайтов. Итак, это был первый день моей моей велопоездки по Крыму. Поезд прибыл утром в Севастополь, я первым делом перекусил блинчиками перед длинной дорогой, затем начал собирать велосипед.
Тут подошел милиционер, поинтересовался документами, высказал сомнение, что я смогу на велосипеде с грузом подняться по крутой дороге в город, и ушел. Не знаю почему он так решил, но подъём прошел довольно легко, и я взял курс на Балаклаву. По пути проезжал мимо Карани (теперь Флотское), но так как для этого нужно было сделать довольно большой крюк, да и интереса особого у меня к этому не было, то я покатил дальше. После Балаклавы не найдя подходящей дороги (хотя она сократила бы расстояние в моей поездке) для велосипеда с баулом, что проехать к крепости Чембало, я проехал мимо завода шампанских вин к кольцу под Сапун-горой.
Ресторан, когда то давно имевший форму гайки и в народе называвшийся «Шайбой».
Нужно было немного проехать по ялтинской дороге, а после Певомайки свернуть налево и продолжить путь мимо Хмельницкого и Черноречья.
В Терновке сделал небольшую остановку, купил воду.
До Мангупа доехал быстро, остановился у искусственного водоёма. Если верить ряду статей, то под этим прудом находятся руины средневекового ромейского селения и церкви, но с обнаруженными при выкопке котлована под водоём развалинами так и не дали поработать археологам.
Далее расположено село Ходжа Сала. Скорее, это даже не село, а улица из кафешек и мини-гостиниц для туристов.
Мангуп-Кале представляет собой плато, напоминающее звериную лапу, со всех сторон окруженное неприступными скальными обрывами, за исключением 4-5 дорог и тропинок. По одной из них, по оврагу Табана-Дере (Кожевенный овраг) я и решил пешком подняться на плато.
Здесь как и практически везде в Крыму, где имеются хоть какие-то достопримечательности, устроен пункт сбора денег на «ремонт провала». Может из-за того, что с видом «здесь не впервой» я целенаправленно шел по направлению к кафе, находившееся у тропы на плато, за пунктом сбора монет, продавец билетов не предложил мне их купить. Дорога заняла минут 30-40.
Сначала я достиг первой линии оборонительных стен.
Затем дорога шла по старинному караимскому кладбищу. Караимы тоже населяли в своё время эти места.
Не лишним был источник питьевой воды, который указывал, что большая половина пути пройдена.
Ну и, наконец, вторая линия оборонительных стен.
Вот схема плато, я сделал её, опустив много подробностей, но для представления, описываемых в статье объектов, она будет достаточной.
Первыми на пути встретились развалины базилики св. Константины и Елены.
Теперь небольшое описание этой территории из одной небольшой, но интересной книжки о Мангупе. "Некогда все мысы Мангупа входили в территорию нижнего города. Позднее он расширился, заняв часть Кожевенного оврага, и разделился на две части. Более возвышенная прилегала к верхнему городу (цитадели) и захватывала верховье Гамам-Дере с его родником. Очевидно, эта часть Феодоро стала привилегированной - на ней восстановлена большая базилика св. Константина и Елены, которая ранее стояла посреди нижнего города, а теперь оказалась у ворот в новой стене; появился и княжеский дворец. Верховья Табана-Дере, а также "буруны" - Чуфут-Чоарган и Чамны - превратились в ремесленный район. На Сосновом же мысу до конца существования города оставался пустырь, своего рода запасная территория... ...Северо-западнее дворца, на расстоянии около 100 м, находятся остатки большого христианского храма. Построен он в честь св. Константина и Елены и представлял собой трехнефную базилику, вытянутое с востока на запад прямоугольное здание, разделенное вдоль двумя рядами колонн (по 6 в каждом) на три части (нефа) с двускатной кровлей и с выступающими на восток полукружиями - абсидами. Это наиболее крупная из всех мангупских церквей, вероятно, главная в городе. Длина ее 31,5 м, ширина - 26,2 м. По бокам пристроены были галереи, которые шли вдоль северной и южной стен храма. " Чуть дальше развалины дворца. "Дворец князей Феодоро, в отличие от суровой цитадели, находился не на изолированной и почти голой скале, а в живописной и населенной части города, недалеко от источника воды, рядом с большим христианским храмом - базиликой, о которой речь ниже. К дворцу от главных ворот вела дорога; по одну ее сторону стояла оборонительная стена с башнями, а по другую - двухэтажные усадьбы зажиточных горожан. Следы усадеб прослеживаются местами и без раскопок - по выступающим из земли кладкам и микрорельефу почвы, заросшей кустарником и деревьями." Я прошел к противоположному краю плато.
Здесь был указатель на пещерный монастырь.
Продолжил путь в указанном направлении, но быстро надоело сползать по камням вниз, а в поле зрения пещерного города не было. Решил вернуться на плато, хотя потом жалел, возможно, путь туда был и не так долог, как мне показалось.
По пути к Дырявому мысу (Тышкли-Бурун) находится комплекс виноделен с другими постройками.
А вот и сама цитадель.
"...Из построек Мангупа полнее других сохранилась цитадель. Она состоит из оборонительной стены, как бы отсекающей Дырявый мыс с напольной стороны, ворот, перекрытых коробовым сводом, и двухэтажного донжона, расположенного посреди стены. Когда впервые была возведена крепость, этот "верхний замок", пока установить не удалось: скорее всего - в период раннего средневековья, гораздо раньше остальной части города. Когда город разросся, это первичное укрепление стало играть роль его цитадели. В X в. она перестраивается; к этому времени и относится все, что мы видим, тогда как остатки более ранних сооружений можно обнаружить лишь путем раскопок. Верхний этаж донжона был жилым, нижний служил, вероятно, своего рода гридницей, еще ниже - полуподвал, использовавшийся, видимо, в качестве арсенала или склада, а позднее как тюрьма. Забегая вперед, выскажем предположение, что в период господства турок именно в этой тюрьме и томились наиболее важные пленники, захваченные татарами и турками при опустошительных набегах на русские, украинские и литовские земли. Русский историк Н. М. Карамзин писал, что в 1569 г. на Мангупе был заключен в темницу московский посол Афанасий Нагой. С 1572 по 1577 г. здесь томился в плену воевода Василий Грязной..."
Возможно это вертикальный спуск в подземную тюрьму?
А вот и сама пещерная тюрьма.
«Висячая» лестница на краю Дырявого мыса.
Другие пещерные сооружения на мысу.
Из четырёх мысов я не посетил только Сосновый (Чамны-Бурун), но и во время существования княжества он не был заселён, как считают, он был своего рода запасной территорией.
Конечно, моё «урезанное» описание Мангупа не соответствует его интереснейшей истории, но если, я кого-то, кто впервые услышал о нём, заинтересовал этой историей, уже хорошо. История эта очень интересна и уникальна, содержит много загадок, а подняться к этим древним камням будет интересно любому, даже ничего не слышавшем о Феодоро, княжестве ромеев – последнем осколке Византии в Крыму.
К сожалению, не догадался спускаться по другой дороге, например, по оврагу Гамам-Дере. Наверное, это было бы интересней, чем спуск по уже пройденному пути. А так все те же объекты пошли с обратной очерёдностью.
Вышел к тому же кафе и пошел к отельчику в котором остановился.
Я не стал пользоваться палаткой, чтобы иметь возможность воспользоваться душем, зарядить телефон и батареи фотоаппарата, принять горячую пищу. Ранним утром выехал в Бахчисарай, но так как решил посетить Мангуш (Прохладное), то путь в этот день составил рекордные 98 километров. Для равнины и без груза расстояние, возможно, не столь большое, но в условиях Крыма и с учетом пятикилометрового крутого подъёма от Верхоречья до Научного испытание получилось довольно приличное. Этот день также получился интересным и богатым на положительные впечатления. Я за этот день проехал не одно село, где до 1778 года жили ромеи – Богатырь, Стыла, Улаклы и др.
Напоследок, для полноты картины панорама самого Мангуша.
|
Великая Война Проект посвящен 65-й годовщине Великой Победы. Фильм рассказывает о главных событиях и сражениях Великой Отечественной войны. Великая Война. 4 Серия. Битва За Москву. StarMedia. Babich-Design. 2010
Смотрите на сайте www.rline.tv интернет телеканал Красная Линия. Телевизионный канал «Красная линия» вещает круглосуточно. Большую часть эфирного времени будут занимать программы собственного производства: документальные фильмы, специальные репортажи, политические ток-шоу, интервью с учеными, политиками, экономистами и общественными деятелями, многим из которых, в силу разных причин, уже долгие годы закрыт «вход» на федеральные телеканалы. Основная задача при подготовке программ к эфиру – показать другой, альтернативный взгляд на актуальные проблемы общества, отличный от того, который навязывают зрителю государственные и право-либеральные СМИ. Фашиствующая элита против человечества
События в мире всё
яснее говорят о том, что важнейшей задачей глобальных элит становится тотальная
перестройка человеческого сознания. Собственно, это и выступает целью и
средством строительства «нового мирового порядка». Элиты вдохновляются
трансгуманизмом, представляющим собой мировоззрение, которое исходит из
возможности формирования с помощью передовых технологий «постчеловека» с
«фаршированными» мозгами. Впервые понятие «трансгуманизм» употребил в работе
«Религия без откровения» биолог-эволюционист Джулиан Хаксли. Это мировоззрение
стало для него новой идеологией и даже новой «верой для человечества», когда
масса биороботов заменит современных людей.
|
...
|