http://chermalyk.n
www.chermalyk.narod.ru

Чермалык в Крыму

часть первая

Сначала подъём был не очень крут, а из основного на этом этапе было не свернуть на другую дорогу, ведущую к Верхнему Шелену, а такая «возможность» разок встречалась.

Вот, после кладки, не похожей на подпорную стену, так как камни кладки выходили под прямым углом к дороге, угол подъёма вырос, и дорога перешла в серпантин.

После недавних дождей дорога была размыта, но особых трудностей она не представляла для велосипеда, хотя около 20 кг на багажнике их немного добавляли.

Теперь уже, взглянув наверх, можно было увидеть подпорные стены следующей петли серпантина.

Вот описание этой дороги из статьи «Средневековые дороги юго-восточного Крыма как памятник истории» газеты «Судакские вести».

«…Если Воронская и Ай-Серезская дороги на яйле и на северном склоне сливаются в единую, то Шеленскую лишь опосредовано можно включить в эту систему, так как на северном склоне дорога вдоль реки Комурлюк идет к Поворотному. Впервые эта дорога, хотя не совсем топографически верно, обозначена на генеральной карте 1842 года. На верстке 1893 года дорога показана как «удобная». Шла она от Чермалыка (ныне не существующее селение в пределах Поворотного), через не обозначенный на карте перевал, к Шелену (Громовка). Так эта дорога показана на картах, но при обследовании на месте видно, что основное ее твердое полотно после перевала Нижний Шелен по яйле поднимается на северо-восток на перевал Ворон (Сарбениш-Богаз), где потом сливается в вышеописанную единую сеть. Это немаловажная деталь для установления хронологических рамок постройки.

Дорога на Нижнешеленском перевале хорошо нивелирована, скальные выступы аккуратно подрублены и подтесаны, полотно, неоднократно подсыпанное крупной щебенкой и уплотненное, имеет ширину от 2 до 3 м. Главной особенностью этой дороги является конструкция подпорных стенок, которая больше всего походит на конструкцию средневековых укреплений.

В высоту подпорные стенки достигают впечатляющей величины: от одного до трех метров – на участках поворотов и естественных оползней, до четырех метров – на крутом Нижнешеленском перевале. Длина подпорных стенок также различна. Самая длинная – почти 100 метров - подпирает полотно в наиболее сложном и обрывистом участке перевала, где дорога, чтобы сбросить угол наклона, проложена в виде серпантина.

С правой стороны скала тщательно подрублена, с левой – сооружены крепиды, полотно дороги расширено искусственными подсыпками. Внешний осмотр позволяет сделать вывод, что кладка сделана без связующего раствора, насухо, на что указывает плотная подгонка плит друг к другу и заделывание небольших пустот более мелким камнем. Впрочем, нельзя исключить, что возможный глиняный или известково-песчаный раствор вымылся с течением времени, и следы его можно обнаружить лишь при специальном исследовании.

Верхнее полотно дороги состоит из хорошо утрамбованного щебня, который создает впечатление примитивного мощения. На ровных неповрежденных участках полотна заметны слабо выраженные колеи, что свидетельствует не столько о недавнем времени строительства дороги, как о ее достаточно высоких технических характеристиках. Это обстоятельство и некоторые другие строительные приемы, например частое наличие ступеньки, расширяющей основание, указывают на определенную связь этих построек со средневековыми фортификационными сооружениями…»

А вот что пишется в этой статье о вероятных строителях дороги:

«…Наиболее вероятными хронологическими рамками, в которых создавались эти дороги (если исключить следы более поздних ремонтов) можно назвать X – XV века. В наиболее популярном исполнении эти дороги называются «генуэзскими», однако нельзя забывать, что генуэзцы в своей строительной практике никогда не выходили за пределы приморских крепостей. При этом нельзя отмести тот факт, что дорожная коммуникация перевалов создавалась единовременно и в довольно ограниченный промежуток. Таким образом, мы вынуждены сузить хронологические рамки. Вероятнее всего, подобное строительство было возможно в эпоху расцвета Солдайи XII –XIII веков. В более поздних генуэзских документах Солдайя рассматривается не иначе как с округой, то есть с некой ограниченной территорией, с устоявшимися социально- экономическими связями и, естественно, своими коммуникациями. Немаловажным является и то, что в XII-XIII веках в Европе происходила своеобразная «дорожная революция» – от естественных грунтовок переходили к строительству благоустроенных трактов.

С другой стороны, в средневековье в юго-восточном регионе складывается определенная национальная общность – Малая Армения, культурный расцвет которой относится к XIII – XIV векам. Предположим, что в плодородной долине Мокрого Индола располагался «Новый город Коксу», упомянутый в документах 1336 и 1358 годов. А топонимы Ай-Серез, Хашки, руины армянского храма и могильник конца XIII – начала XV вв. на мысе Ай-Фока дают основание предполагать в этих районах большие армянские поселения. Так что нашу дорогу можно представить связующим звеном между землями, населенными единоверцами. Так или иначе, но дороги должны стать объектом всестороннего исследования, и хотя бы в отдельных исторических участках непременно должны быть отнесены к интереснейшим и охраняемым историко-археологическим объектам…»

Как видно, опять о ромеях нет упоминания, словно греки и не жили в этих местах на протяжении 2,5 тысяч лет и им не было нужды строить дороги соединяющие побережье и сельскохозяйственную округу, обеспечивавшую продуктами, сначала древнегреческие колонии (есть предположение, что небольшая древнегреческая колония существовала в районе нынешнего Судака или Нового Света: гавань Афинеон, располагавшаяся где-то в этих местах, упоминается автором II в. и. э. Аррианом. Что же касается более позднего времени, то существование здесь греческого поселения не вызывает сомнений. К западу от Судака, у подножия горы Сокол, археологи открыли античное поселение III-IV в. н. э., а в Судакской бухте аквалангисты обнаружили фрагменты античных амфор.), затем византийскую Сугдею. Кстати, эта местность ещё в 17 веке была заселена преимущественно потомками византийцев, что нашло отражение в местной топонимике, которая несмотря на несколько веков татарского присутствия сохранила достаточно много греческих или смешанных греко-тюркских названий. Даже в языке местных татар, например ускутских, сохранились названия растений и предметов, имеющих определённо греческое происхождение. На одном форуме читал предположения о народах, из языка которых пришли эти слова, предположения делались самые разные – и тавры, и готы, вот только о греках все почему то «забывают», хотя даже при беглом взгляде на них видно, что как минимум половина из них – греческого происхождения. Приведу пример. С какого языка может быть заимствовано слово «чарандафла»? Как я понял оно у местных обозначает какое-то растение. Что может напомнить это слово человеку, хоть немного знакомому с греческим? Конечно – «триандафилло», что переводится как «роза» или буквально «тридцать лепестков». Здесь же вместо числительного тридцать употребляется – сорок, или «саранда», только немного исковерканная версия слова – «чаранда». Т. е. дословный перевод этого слова с греческого – «сорок лепестков», а означает оно, скорее всего, растение с цветками, имеющими довольно много лепестков, может быть около сорока.

Так же в округе довольно много археологических объектов, связанных с греками, но это уже другая история, а я, извиняясь за отступление, продолжу рассказ. Судя по тому, что многие вершины оказались уже «внизу», скоро намечалось достижение перевала.

третья часть

"Великая Отечественная" (англ. The Unknown War) — документальный сериал советско-британо-американского производства, вышедший на киноэкраны в 1978 году, объективно описывающий участие СССР во Второй мировой войне.

  "Битва за Кавказ" Фильм 9-й, Документальный сериал Великая Отечественная война

 

 

Смотрите на сайте www.rline.tv интернет телеканал Красная Линия.

Телевизионный канал "Красная линия" вещает круглосуточно. Большую часть эфирного времени будут занимать программы собственного производства: документальные фильмы, специальные репортажи, политические ток-шоу, интервью с учеными, политиками, экономистами и общественными деятелями, многим из которых, в силу разных причин, уже долгие годы закрыт "вход" на федеральные телеканалы. Основная задача при подготовке программ к эфиру – показать другой, альтернативный взгляд на актуальные проблемы общества, отличный от того, который навязывают зрителю государственные и право-либеральные СМИ.

Ограбление по-европейски

Череда событий, крайне тревожных и опасных как для прав и свобод физических и юридических лиц, так и для финансово-экономического суверенитета отдельных стран, прокатилась по миру. Речь идёт о принятии закона FATCA, устанавливающего тотальный контроль за трансакциями иностранных банков, в которых задействованы физические и юридические лица США. Закон автоматически превращает банки в агентов американской налоговой службы.

Разрушена и «священная корова» финансового капитализма – банковская тайна, обеспечивавшая неприкосновенность частной собственности. Это стало очевидно после того, как США в 2011 году сумели добиться от правительства Швейцарии раскрытия информации о вкладах американских граждан и организаций. Нельзя не вспомнить и про «стрижку овец» на Кипре.

Что дальше? Неужели финансово-политические элиты США решили запустить проект глобальной экспроприации? Причём как имущества и капиталов, имеющих незаконное происхождение, так и вполне легального «добра»? Напомним, что совокупный объём средств, находящихся сегодня на банковских вкладах и депозитных счетах в оффшорных юрисдикциях, варьируется в диапазоне от 21 до 32 трлн. долл. Это колоссальный по своему размеру финансовый резервуар, объём которого в 1,5-2 раза превышает ВВП крупнейшей экономике в мире – США (порядка 16 трлн. долл.).

О грядущем финансовом переделе мира в студии программы «Точка зрения» говорят эксперты: директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов и финансовый аналитик Степан Демура.  Ведущий – Владислав Жуковский.




 

 

  Яндекс.Метрика