Куда «девались» античные греки?Во многих книгах и статьях, описывающих народы, которые в разное время населяли территорию Крыма, можно заметить одну настойчивую последовательность при упоминании о греках. Зачастую, греки упоминаются два раза, первыми называются античные греки, затем, как совершенно с ними не связанными, говорят о «так называемых» мариупольских греках, описывая их происхождение так, что, указывая на народы, участвовавшие в формировании этого этноса, упоминают такие народы: «аланы, готы, праболгары, половцы, малоазийские тюрки, а впоследствии также татары, греки из Османской империи и славяне». Специально привёл цитату из одной такой книги, чтобы это описание было более наглядно. Здесь перечисляют всевозможные народы, греки же упоминаются в последнюю очередь, притом даже не потомки античных греков, населявших Крым, а греки из Османской империи, видимо, намекая, что это были лишь «залётные птицы», и особого участия в формировании этноса у них не было. Смысл такой трактовки, когда античные греки "теряют" своих потомков, понятен, ведь "свято место пусто не бывает". С таким же успехом можно, описывая народы, населявшие территорию Греции, разделять на античных греков и, неизвестно от кого появившихся там, современных. Это мне напомнило случай, описанный в одном из старых советских журналов, в разделе курьёзов. Там описывался случай, когда в одной из европейских стран, при издании энциклопедии, обнаружилось в ней две различных статьи, посвящённых одному и тому же человеку – М. В. Ломоносову. Причём, в одной из статей писалось так: «Михайло Васильевич Ломоносов – великий русский учёный; не путать с М. В. Ломоносовым – великим русским поэтом». Конечно, вопросы с происхождением и формированием народов, очень сложны, тем более на тех территориях, по которым прошли и «бесследно» исчезли многие народы. Поэтому, здесь будет попытка лишь проследить, на каком этапе своего существования в Крыму «исчезли» потомки античных греков. Ведь если они никуда «не девались», а оставались на территории Крыма, то должны были стать самыми «активными» участниками в формировании того народа, который получил имя «крымских ромеев». Начнём с начала, ведь может и античные греки, населявшие Крым, какие-то «ненастоящие»? Первые полисы греки основали в Крыму ряд в 6-5 веке до нашей эры. В первую очередь, нас будет интересовать Херсонес, основанный выходцами из Гераклеи Понтийской (ныне Ерегли на территории современной Турции). Гераклея Понтийская, в свою очередь также была колонией, основанной дорийцами из Мегар. Те же дорийцы явились основателями таких известных древнегреческих полисов как Спарта, Коринф, Аргос, Родос и многие другие. Мало найдешь людей, кто ничего не слышал о этих древнегреческих полисах, и совсем уж не найдёшь людей, кто бы считал, что это какие-то «ненастоящие» греки. Античный Херсонес на протяжении своей истории поддерживал самые тесные отношения со своей метрополией Гераклеей и другими полисами, например, Делосом, Дельфами и Мегарами. На Делосе, одно время даже проводились регулярные празднования в честь херсонесцев – херсонесий. Вокруг Херсонеса сформировалась сельскохозяйственная округа – хора, часто, на довольно большом расстоянии от самого города, которая должна была обеспечивать независимое обеспечение продуктами жителей полиса и производить продукцию для внешней торговли. Но херсонеситы основывали на территории Крыма и другие города, например, Тафрос (Старый Крым), Киммерион, Калос Лимен и другие. Всё это время они имели с местными контакты, но больше экономического и культурного характера, причём, их влияние было доминирующим. Так что о какой-то серьёзной ассимиляции в отношении соседних народов в это время речи идти не может. Ситуация несколько начала меняться во 2 веке до нашей эры, после войн со скифами. Для отражения скифов, херсонесцам пришлось поступиться суверенитетом, и они то попадали под власть боспорских царей, то получали «независимость» под крылом Рима. В это время могли происходить небольшие ассимиляционные процессы, с боспорским населением, более пёстрым по своему этническому составу. Но всё же, можно предполагать, что процессы эти были не существенные. Во второй половине 1 века нашей эры Херсонес становится олигархической республикой в составе Римской империи. В это время он больше выполнял функции защитника рубежей империи, чем проводником политики «мирного сосуществования», поэтому, говорить о приобщении варваров к своим ценностям и ассимиляции последних не приходится. Так Херсонес «прожил» до 4 века, а, после распада Римской империи вошел в 5 веке в состав Восточной Римской империи – Византии. При этом Херсонес оставался довольно самостоятельным в своих решениях, так, даже христианство здесь укрепилось в качестве официальной религии позже метрополии. В это время Херсонес продолжал играть роль форпоста рубежей, теперь уже Византии. Теперь уже процессы «огречивания» соседей херсонесцев шли более заметными темпами, что объяснялось иным отношением к инородцам, чем это было в античные времена. Но также происходил новый приток греческого населения, так как он шел большей частью с метрополии, где большинство составляло греческое население, а не с периферии, где население было более пёстрым. Это можно объяснить тем, что с метрополии сюда ехали в поисках заработка, или скрываясь от каких-либо неприятностей, либо в ссылку; из одной области периферии в другую, переезжать с этими целями было бы, наверное, менее объяснимо. Сильнее всего ассимиляционные процессы шли в хоре – сельскохозяйственной округе, где часто представители других народов селились по соседству, но и здесь эти процессы шли довольно небольшими темпами. Подобные же процессы происходили по всей территории Византии, но при этом никому не приходит мысль называть современных эллинов не настоящими, ведь даже современники называли Византию «империей греков» из-за доминирования в ней греческого населения и, соответственно, культуры. С 10 века усиливаются связи Херсонеса с Русью, что связано с принятием там христианства. Русичи тоже не сомневались, что общаются с греками, а не с готами, аланами, половцами, праболгарами или своими сородичами. В 13 веке в Крым пришли генуэзцы, но у этих католиков не наблюдалось особого желания влиться в ряды православных греков. В том же веке на Крым впервые нахлынула волна новых завоевателей – монголо-татар. С этого времени можно было говорить уже не о попытках влиться в семью греков, а вытеснить последних с господствующих позиций, что, в конечном итоге врагам удалось. Кроме упомянутых татаро-монголов, это были и генуэзцы, и литовцы. Конец истории Херсонеса пришел в 1399 году, когда хан Едыгей разрушил город. Но с ослаблением Херсонеса, усиливалась самостоятельность «удельных князьков», а после того как в начале 13 века крестоносцы предали огню и мечу Константинополь, сформировались условия для новых государственных образований, одним из которых стало княжество Феодоро. Именно на территории этого княжества и происходили наибольшие ассимиляционные процессы, но стоит отметить, что это греки ассимилировали готов и алан, а не наоборот. Кроме вышеназванных народов, влились и представители других близких и далеких соседей (например, валахов [молдаван]), но это носило более случайный характер, в отличие от первых двух. Закончились затихающие процессы ассимиляции греками других народов с гибелью княжества Феодоро в 1475 году после завоевания османскими войсками. Следующие 300 лет шел медленный обратный процесс, когда греки под влиянием господствующей культуры Крымского ханства и Османской империи, ощутили на себе ассимиляционные процессы. Но они больше проявлялись в влиянии на быт и язык, но не в полном поглощении доминирующим народом. Это происходило благодаря сохранению греками православия и не прекращавшимся связям с Россией и греческой православной церковью. А вот предполагать, что многим в течение этих трех столетий захотелось бы влиться в общину греков, не приходится, ведь положение греков в составе Османской империи было не очень завидным, мягко говоря. Итак, просмотрев историю крымских ромеев, не удалось найти тот период, когда греки «растворились» в одном или нескольких народах, или даже «собрались и уехали» (до 1778 года, конечно). Конечно, эта маленькая статья не может детально ответить на все вопросы, скорее она лишь больше ставит новых, но, думается, ставить правильные вопросы предпочтительнее выдачи решений, приводимых по заранее заданным ответам.
|
"Великая Отечественная" (англ. The Unknown War)
— документальный сериал советско-британо-американского производства, вышедший на
киноэкраны в 1978 году, объективно описывающий участие СССР во Второй мировой
войне. "Победа под Сталинградом" Фильм 8-й, Документальный сериал Великая Отечественная война
|